12-13 ноября 2019 года в Ереване (Республика Армения) состоялся очередной VII Международный форум «Антиконтрафакт-2019», в котором приняли участие делегации всех стран ЕАЭС. Организаторами форума выступили Правительство Республики Армения при поддержке Евразийской экономической комиссии, Минпромторга России и Международной ассоциации «Антиконтрафакт». На пленарном заседании и в работе 15 тематических секций и круглых столов были представлены и обсуждены более 120 докладов и выступлений по всем основным направлениям борьбы с контрафактом, включая: проблемы регулирования и правоприменения в сфере борьбы с оборотом контрафактной продукции; противодействие незаконному обороту промышленной продукции; цифровые способы защиты от контрафакта и формирование кадрового потенциала.
При официальном открытии на пленарном заседании «Эффективная борьба с контрафактом – повышениe безопасности здоровья населения» (модератор Наира Маргарян, заместитель министра экономики Республики Армения) участников Форума приветствовали вице-премьер Республики Армения Мгер Григорян и Президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Асламбек Аслаханов, а также выступили с докладами:
- Министр экономики Республики Армения Тигран Хачатрян;
- Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Жаксылыков (рост контрафакта требует согласованной работы, в 2018г. в ЕАЭС выявлено больше на 54% единиц контрафактной продукции, при этом 95% нарушений связано с товарными знаками);
- Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян (существуют риски ассиметрии законодательства и надзора, которые не должны создавать дополнительные нагрузки для бизнеса и общества);
- заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дмитрий Овсянников (необходим переход в рамках надзора на риск ориентированный подход при более активном использовании маркировки);
- заместитель Министра экономического развития РФ – Руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев (в РФ более 10 тыс. лиц зарегистрировано в системе аккредитации, для ЕАЭС необходим единый Реестр изготовителей - представителей иностранных заказчиков);
- заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимир Муквич и Руководитель программ Департамента стран с переходной и развитой экономикой Всемирной организации интеллектуальной собственности Евгений Сесицкий.
В рамках секции № 1«Интеллектуальная собственность в ЕАЭС: будущее без контрафакта» (модератор Галия Джолдыбаева, директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК) были рассмотрены:
В частности, профессор В.Лопатин остановился в своем докладе на трех основных условиях и слагаемых конкурентоспособности в рамках ЕАЭС: согласованная работа властей (как на национальном, так и на межгосударственном уровнях), заинтересованный правообладатель и эффективное регулирование.
Во- первых, в рамках единого Союза все государства - члены ЕАЭС имеют разноуровневые по срокам и объемам стратегические, программные и нормативные документы по цифровой повестке дня, что, безусловно затрудняет сегодня и в будущем их координацию и реализацию в целях единой конкурентоспособности. При этом, на разноуровневые и разноскоростные режимы интеграции накладываются внутренние проблемы, которые по законам аддитивности, существенно снижают суммарный потенциал возможной синэргии заявленного объединения.
В соответствии с методологией разделения препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС в Реестр включены 64 препятствия и реализуется «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на 2018-2019 годы в отношении 17 препятствий, в наибольшей степени сдерживающих свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Хотя с 2017 года интеллектуальная собственность в ЕАЭС включена в перечень приоритетных направлений для развития и интеграции процессов в рамках Союза, а в итоговых документах - рекомендациях международных Форумов в 2015-2018гг. неоднократно указывались препятствия для такой интеграции в этой сфере и вносились предложения о разработке соответствующей «дорожной карты», план мероприятий по устранению барьеров, изъятий и ограничений при формировании рынка интеллектуальной собственности до сих пор в ЕАЭС отсутствует, как отсутствует пока и сам рынок. В целях успешного развития экономических отношений на региональном и национальном уровнях, в т.ч. в рамках инновационного сотрудничества и безопасного развития, необходимо учитывать сложившиеся закономерности, включая:
- существенное возрастание с переходом развития к шестому технологическому укладу и цифровой экономике роли и значения интеллектуальной собственности как мерила экономической ценности этого интеллектуального творчества;
- обусловленность дальнейшего инновационного развития наличием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности;
- структура мировой торговли меняется в пользу роста доли "четвертой корзины" - рынка интеллектуальной собственности (в н.в. более 15% ВВП) при реструктуризации этого сектора рыночных отношений, что в условиях продолжающегося мирового кризиса патентной системы и увеличения доли беспатентных продаж (в н.в. более 80 процентов) предопределяет необходимость изменения государственной политики в этой сфере.
Необходимость учитывать как общемировые закономерности, так и национальные особенности развития евразийского рынка интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС при переходе к цифровой экономике в целях единой конкурентоспособности, предполагает:
- усиление координации при корректировке (по срокам, объемам, приоритетам и показателям) стратегических, программных и нормативных документов по цифровой повестке дня в странах ЕАЭС и СНГ;
- разработку и принятие Стратегии развития интеллектуальной собственности и специальной программы формирования и развития евразийского рынка интеллектуальной собственности, как составной части мирового рынка интеллектуальной собственности и необходимого базового условия проведения технологической модернизации и цифровизации;
- существенную корректировку государственных стратегий, программ и политик корпораций/организаций при формировании учетной политики, выборе способа правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере при бюджетном финансировании в интересах дальнейшей коммерциализации интеллектуальной собственности.
Во-вторых, существенным риском, способным оказать негативное влияние на реализацию большинства мероприятий госпрограмм инновационного развития в СНГ и ЕАЭС, выступает отсутствие экономических показателей результативности научных исследований, поскольку при увеличении внутренних затрат на исследования и разработки основным показателем их результативности выступают информационные показатели так называемой «экономики знаний», в т.ч. число публикаций, патентных заявок и патентов, которыми мы бесплатно извещаем мир о результатах этих исследований.
В 21–м столетии во всех странах СНГ и ЕАЭС произошло повсеместное ограничение перечня наукометрических показателей эффективности научных организаций и вузов и результативности научных исследований библиометрическими показателями, среди которых доминируют показатели публикуемости в изданиях, включенных в мировые базы данных (в первую очередь - Web of Science и Scopus); цитирование, в т.ч. индекс Хирша; рейтинги журналов, где опубликованы работы, в т.ч. импакт-фактор журнала и т.п. При этом произошламонополизация деятельности по оценке результативности российской науки (по публикациям и их цитированию) в частных кампаниях, в т.ч. находящихся за рубежом, и создание на этой основе специального сектора бизнеса, нередко основанного на недобросовестной конкуренции.
Во всех странах ЕАЭС доля коммерциализации интеллектуальной собственности, охраняемой патентами, ничтожно мала. Всего за 27 лет в странах ЕАЭС выдано 1,4 млн.патентов, из которых действует только 350 тысяч патентов, а продается в год 1-2 %. При отсутствии доходности результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании, при возможном сроке правовой охраны 20 лет, переходят в режим свободного использования через 3 года после неоплаты патентных пошлин. Это ведет к научно-техническому проигрышу, экономическим потерям и сохранению импортозависимости. В то же время, в условиях продолжающегося мирового кризиса патентной системы доля беспатентных продаж увеличилась в несколько раз (в н.в. более 80 процентов), что не требует патентования и обязательной государственной регистрации сделок. При использовании же этих разработок только в собственном производстве, патентование вообще идет в разрез с интересами конкурентоспособности своей продукции предприятия / отрасли.
Это означает, что заявленные приоритеты государственной политики в странах ЕАЭС и в межгосударственной программе инновационного сотрудничества СНГ с упором на патентование, не являются реальными, обеспечивающими конкурентоспособность на этом рынке.
Это предполагает существенную корректировку политик при выборе способа правовой охраны (в пользу ноу-хау, объектов авторского права и смежных прав) и последующей коммерциализации прав на них. Это приведет к снижению формальных показателей национальных патентных органов, но позволит обеспечить наибольшую эффективность правовой охраны технологий и экономическую результативность их использования в интересах национальной технологической конкурентоспособности.
Условия и модель оборота интеллектуальной собственностидолжны обеспечивать мотивацию всех участников инновационного процесса (от автора – правообладателя до заказчика – инвестора) в совершенствовании созданных технологий для производства и реализации конкурентоспособной продукции. Использование предшествующей интеллектуальной собственности на всех этапах инновационного процесса от НИР – ОКР до производства должно сопровождаться заключением лицензионного договора с правообладателем (на возмездной основе – если РИД создан за счет внебюджетных средств), что позволит включить интеллектуальную собственность в ценообразование конечной продукции.
Тогда появится заинтересованный правообладатель, без участия которого эффективное противодействие контрафакту невозможно.
В-третьих, исходя из закона информационного развития (чем выше уровень организованности социальных систем, тем больше роль саморегулирования этих систем), для обеспечения единообразия в подходах при сближении национальных правовых систем в странах ЕАЭС можно выделить три уровня и соответствующие им основные способы и механизмы регулирования:
- с высоким уровнем саморегулирования (профессиональные кодексы поведения);
- со средним уровнем саморегулирования (стандарты как механизмы регулирования «мягкой силы», где возможно использовать потенциал национального (ТК481) и межгосударственного" (МТК 550) технического комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность);
- с низким уровнем саморегулирования (преобладают в регулировании нормативные правовые акты).
При низком уровне саморегулирования в этой сфере во всех странах Союза отсутствует достаточная координация в нормотворчестве на национальном и межгосударственном уровнях по общим вопросам евразийской интеграции, что ведет к созданию искусственных барьеров и ограничений.
Серьезным препятствием для формирования и развития евразийского рынка интеллектуальной собственности может стать отнесение отношений в сфере НИОКР и интеллектуальной собственности к сектору услуг. Согласно Решению Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 110 секторы услуг, относящиеся к инфраструктуре цифровой экономики, могут предоставляться по правилам единого рынка услуг. К таким секторам услуг отнесены: услуги по применению программного обеспечения; услуги по обработке данных; услуги, связанные с базами данных.
В условиях единой таможенной территории и единого экономического пространства ЕАЭС наличие национальных реестров в каждом государстве при разных подходах и процедурах их ведения и фактическом отсутствии единого реестра создает предпосылки для роста оборота контрафактной продукции и контрабанды через единую таможенную границу в рамках ЕАЭС.
Основываясь на выводах участников XIМеждународного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего в рамках Международных дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН 23 апреля 2019 г., он предложил рекомендовать Экономическому совету СНГ и Исполкому СНГ, Коллегии Евразийской экономической комиссии ЕАЭС:
- поддержать предложения РФ и Белоруссии о подготовке "дорожной карты" гармонизации законодательства стран - членов ЕАЭС в сфере защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, устранения барьеров, изъятий и ограничений стран - членов ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с методологией разделения препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС и с учетом предложенного разграничения уровней и механизмов регулирования;
- рассмотреть вопрос о создании системы по координации нормотворческой деятельности с участием представителей всех стран ЕАЭС, включая: выработку критериев оценки эффективности ее деятельности (обеспечение конкурентоспособности при сокращении правовых коллизий и препятствий в этой сфере); использование опыта Республики Беларусь по созданию системы правовой информатизации с ранжированием и идентификацией информационных ресурсов с применением цифровых технологий и возможностей ИИС в ЕАЭС; повышение эффективности постконтроля со стороны ЕЭК при унификации и гармонизации национального законодательства в этой сфере;
- предусмотреть внесение корректив в нормативные и программные документы ЕАЭС об исключении НИОКР и интеллектуальной собственности из сектора услуг с последующим отнесением НИОКР к работам и выделением экономики интеллектуальной собственности в самостоятельный сектор рынка;
- рассмотреть вопрос о включении объектов патентного права в перечень объектов таможенной защиты в ЕАЭС наряду с объектами авторского права, смежных прав и средств индивидуализации;
- предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2020 – 2021 годы расходы на НИР по подготовке межгосударственных стандартов «Интеллектуальная собственность. Управление в кредитной организации», «Интеллектуальная собственность. Нематериальные активы», разработка которых предусмотрена Программой межгосударственной стандартизации в этой сфере;
- предусмотреть при планировании бюджетных расходов на 2019-20 годы расходы на НИР по подготовке национального и межгосударственного стандартов определения уровня контрафактности в РФ и странах ЕАЭС, содержащих принципы, основные критерии и показатели, институты и механизмы измерения уровня контрафактности по видам товаров, работ, услуг в рамках единого экономического пространства ЕАЭС; структуру рейтинга и органы мониторинга измерения уровня контрафактности как мощного рычага пресечения недобросовестной конкуренции и обеспечения приоритетного развития национальных, евразийского и региональных рынков интеллектуальной собственности;
-провести публичное обсуждение и общественную экспертизу проектов указанных документов в рамках очередного Международного Форума «Антоконтрафакт».
Тема техрегулирования и стандартизации неоднократно поднималась на многих площадках Форума, а на отдельных - стала центральной. Так заместитель РуководителяРосстандарта Алексей Кулешоввыступил модератором круглого стола, посвященного вопросам противодействия незаконному обороту автомобильной техники. Участники обменялись опытом противодействия обороту небезопасных и контрафактных автомобилей и запчастей, обсудили вопросы испытаний полнокомплектных автомобилей, в том числе при проведении проверок органами контроля (надзора), а также вопросы совершенствования законодательства в сфере автомобильной промышленности и повышения ответственности автопроизводителей.
На круглом столе «Производство и оборот строительных материалов – основа безопасности в строительстве» (модератор Наталья Кожина, эксперт по правовым вопросам, вопросам технического регулирования и ВТО Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ), А. Кулешов рассказал о принимаемых Росстандартом мерах по борьбе с контрафактом и фальсификатом на рынке строительных материалов. Андрей Лоцманов, первый заместитель Председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке РСПП, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли РФ, поделился опытом работы по решению проблем в этой сфере. По оценке участников заседания, обязательная сертификация в условиях отсутствия единого евразийского техрегламента на строительные материалы остается пока единственно эффективным инструментом регулирования цементной продукции. Так, введение обязательной сертификации только в Российской Федерации способствовало снижению объема незаконного оборота цементной продукции с 18% в 2015 году до 16% в 2016 году, 11% в 2017 и 9% в 2018 годах. «С учетом положительных результатов в маркировке меховых изделий мы предлагаем распространить этот опыт на сферу строительных материалов как действенную меру в борьбе с незаконным оборотом в этой сфере и реализовать такой совместный проект на основе действующей евразийской техплатформы «Промышленные технологии обеспечения строительной индустрии», используя ее как площадку для обсуждения», – заявил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев. По его словам, в целях свободного, беспрепятственного обращения цементной продукции на рынке Союза до конца 2019 года будет разработан межгосудаственный стандарт, устанавливающий единые процедуры оценки соответствия цемента, применяемого в строительстве.
В рамках Форума был проведен круглый стол «Техническое регулирование — эффективный механизм борьбы с контрафактом» (модератор Константин Леонидов— заместитель генерального директора ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), где с докладами выступили Любовь Бондарь, Президент Ассоциация по техническому регулированию «АССТР» (техническое регулирование в физкультурно-спортивной отрасли) и Николай Быканов, председатель Технического комитета 444 «Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги».
На секции № 4«Противодействие контрафакту в сфере высоких технологий» тему стандартизации также поднял в своем докладе Владимир Лопатин, научный руководитель РНИИИС, председатель национального и межгосударственного технических комитетов по стандартизации "Интеллектуальная собственность" ТК-481 / МТК-550. По его оценке, поскольку создание и развитие единых рынков в ЕАЭС требует единых правил и процедур в рамках евразийской стандартизации, а существующий порядок принятия межгосударственных стандартов (МГС СНГ) не отвечает задачам евразийской интеграции ни по перечню ГОСТ и срокам их принятия, ни по условиям применения, то это обуславливает необходимость дифференциации этих процессов в рамках МГС СНГ для ЕАЭС при дополнении положений Союзного договора вопросами евразийской стандартизации и наделением соответствующими компетенциями органов ЕАЭС.